Бесплатная юридическая помощь в США

В особой миссии Программы БЭВ по юридическим услугам и ранее действующих обществ юридической помощи было заложено начало по­литической дискуссии вокруг американской системы бесплатной юриди­ческой помощи, продолжавшей оказывать прямое влияние на вопросы оказания помощи и ее финансовой поддержки после 1964 года.

В 1973 году Президент Ричард Никсон принял решение о расформи­ровании Бюро экономических возможностей и свертывании Программы по юридическим услугам. Были предприняты усилия, направленные на ликвидацию инициатив по правовой реформе, правовому обучению и ока­занию бесплатных услуг, а также других ключевых компонентов обеспече­ния эффективности ранее принятой Программы БЭВ. Наступление Ник­сона на Программу привело к фундаментальной перестройке Конгрессом всей национальной концепции бесплатной юридической помощи. Она была выведена из ведения исполнительной ветви власти, и создана не­зависимая организация — Корпорация по оказанию юридических услуг.

КЮУ сохранила базовую структуру Программы БЭВ по предоставле­нию юридических услуг и значительно увеличила размер национального финансирования для оказания юридической помощи по гражданским де­лам. При Президенте Джимми Картере КЮУ расширила возможности получения юридических услуг малообеспеченными гражданами, прежде всего по программе для городских территорий, распространив ее букваль­но на каждый округ по всей территории Соединенных Штатов Америки. Хотя финансирование оставалось гораздо ниже уровня, требующегося для предоставления минимально необходимых услуг во многих сельских районах, увеличение федеральных ассигнований было для того времени значительным.

В период с 1975 по 1981 год ежегодное выделение федеральных средств КЮУ возросло с 71,5 млн до 321,3 млн долларов. Новые, уком­плектованные штатными юристами бюро создавались по всей стране, включая в свою орбиту самые безнадежно бедные районы и регионы страны. В практическую работу по предоставлению бесплатной юридиче­ской помощи включилось целое новое поколение юристов, занимающих­ся борьбой с бедностью и являющихся приверженцами основных прин­ципов, заложенных в основе Программы БЭВ по предоставлению юри­дических услуг. Ассигнованная в 1981 году сумма в размере 321,3 млн долларов остается высшим выраженным в реальном долларовом исчис­лении достижением в плане федеральной поддержки системы бесплатной юридической помощи. На том этапе за счет национального финансирова­ния обеспечивалось предоставление услуг двумя юристами каждым деся­ти тысячам клиентов, имеющих право на получение помощи.

35-летняя история существования КЮУ как национального учрежде­ния, оказывающего поддержку системе независимых, управляемых на ме­стах бюро по оказанию бесплатной юридической помощи, может служить примером резких колебаний политического маятника. После выборов 1980 года Президент Рональд Рейган предпринял попытку ликвидировать программу, добившись от Конгресса первых двух резких сокращений ее финансирования. Следующие президенты в той или иной степени оказы­вали поддержку КЮУ, медленно, но последовательно наращивая объемы федерального финансирования ее деятельности. Однако в 1995 году про­тивники КЮУ в Конгрессе вновь попытались ликвидировать программу, что привело ко второму сильному сокращению (на одну треть) федераль­ного финансирования, ликвидации направления правового обучения и инфраструктуры поддержки реализации программы, а также введению целого ряда ограничений на мероприятия в рамках программы[1]. Несмот­ря на неоднократные попытки снять эти ограничения, они, по существу, остаются неизменными[2]. В 2010 году при поддержке нынешнего Конгрес­са и администрации Обамы объем выделенных средств увеличился до 420 млн долларов[3]. Эта цифра составляет лишь чуть больше половины федеральных средств, ассигнованных в 1981 году в сегодняшнем исчис­лении.

Значительным сдвигом в 35-летней истории существования програм­мы стал устойчивый рост иных, помимо КЮУ, источников финансирова­ния бесплатной юридической помощи по гражданских делам. В 1981 году получение федеральных средств от КЮУ было преобладающим источни­ком финансирования в большинстве штатов. Таким образом, система ока­зания помощи, по существу, опиралась и ориентировалась на федераль­ный уровень. С тех пор появились другие источники средств на оказание бесплатной юридической помощи, преимущественно на уровне штата или местном уровне, опередившие КЮУ как источник финансирования, юри­дической помощи по гражданским делам. Сейчас свыше половины штатов получают больше средств из источников финансирования на уровне шта­тов и местных сообществ, чем от федерального правительства. К таким источникам, в частности, относятся правительства штатов и органы ме­стного самоуправления, финансовые средства программы «Начисление процентов на депонированные юристами средства клиентов» (ЮСГА)[4], частные фонды, корпоративная поддержка и вклады частнопрактикую­щих юристов.



[1]    См.: ^8С Арргорпайопз Щегз // РиЬНс ^аж №. 104-134, 110 8Ы. 1321 Эти ограниче­ния значительно лимитируют действия по представительству получателей финансовой поддержки от КЮУ. Они также применимы и к действиям, осуществляемым за счет дру­гих средств, получаемых программами из иных источников, помимо КЮУ! К ним относят­ся некоторые ограничения на защиту в законодательных и административных инстанциях, запрет на групповые иски, перераспределение избирательных округов и дела, связанные с абортами. Они также не позволяют представлять интересы не имеющих документов иммигрантов и находящихся в заключении граждан за счет средств, направляемых КЮУ!

[2]    В законопроекте об ассигнованиях на 2011 финансовый год, внесенном Сенатом США, ликвидируется большая часть ограничений применительно к финансированию из других источников, помимо КЮУ, а в редакции законопроекта, представленной Палатой, снято ограничение на групповые иски в части источников финансирования. Эти меры не будут согласованы до тех пор, пока Конгресс не вернется к работе в декабре 2010 года. Сто­ронники КЮУ добились успеха в снятии ограничения на подачу исков в рамках програм­мы и на получение адвокатами гонораров за свою работу в 2011 финансовом году.

[3]    Законопроект Сената об ассигнованиях на 2011 финансовый год предусматривает увели­чение до 430 млн долларов, а Палата исходит из 440 млн долларов. Законопроекты будут согласовываться в декабре.

[4]    Программа ЮША получает доход от процентов, начисляемых на пул краткосрочных тра­стовых депозитов клиентов, создаваемых частными юридическими фирмами. Они обычно формируются судебным или законодательным корпусом штата. Эта программа действует во всех штатах. Ее высшим достижением в 2007 году стало формирование прибыли в размере более 200 млн долларов на гранты по программам бесплатной юридической по­мощи на территории США. Хотя спад значительно сократил гранты и резервы програм­мы, она остается важнейшим компонентом системы финансирования бесплатной юриди­ческой помощи в США.