Что делать, если показатель EBITDA отрицательный?

Мы обсудили множество вопросов, связанных с оценкой стоимости компании на основе показателя EBITDA, но что делать, если компания терпит убытки или в настоящее время представляет собой некоммерческое предприятие и показатель EBITDA отрицательный? В этом случае оценку предприятия, естественно, следует строить на других показателях. Как всегда, необходимо взглянуть на сопоставимые с вашей фирмой компании по всей отрасли, чтобы понять, какие показатели имеют смысл. Существует ли какой-нибудь мультипликатор выручки, например 50% в год, который используется большинством компаний при определении цены? Если да, то этот показатель может стать полезным ориентиром. Одно из эмпирических правил в ситуации, когда компания не приносит прибыли, сводится к тому, чтобы обратиться за ориентирами по оценке ее стоимости к балансу. В этом случае статьи баланса «собственный капитал» или «чистая стоимость капитала» дают хороший ориентир для оценки. Можно также взять показатель ликвидационной стоимости всех активов и пассивов.

Конечно, если фирма несет убытки, нужно быть предельно осторожным. Я не эксперт по полному изменению стратегии деятельности компаний, но мне приходилось наблюдать большое количество затруднительных ситуаций, и я знаю, что на практике все всегда сложнее, чем кажется. Чтобы, несмотря на трудности, успешно реализовать подобные изменения, необходимо обладать особой жесткостью и бесстрастностью. Почти всегда нужно предпринимать быстрые массированные действия, которые влекут за собой сокращение штатов и разбирательства в суде. Достаточно сказать, что это задача не для слабохарактерных. Более того, есть предприятия, у которых просто нет стоимости или она отрицательная. Если компания терпит убытки и имеет плохой баланс, возможно, продавец должен заплатить вам, чтобы вы взяли компанию. Хотите верьте, хотите нет, но ежедневно заключаются сотни подобных сделок.

Если предприятие, не имеющее целью получение прибыли, переходит к коммерческой модели, то здесь применяются точно такие же правила, т. е. в качестве показателей оценки стоимости такой компании необходимо рассмотреть мультипликаторы выручки, применяемые сопоставимыми фирмами. При этом первостепенную важность в такой ситуации будут иметь аспекты нефинансового характера. В частности, стоит задаться вопросом, обладает ли некоммерческая прежде компания интеллектуальными, человеческими ресурсами, а также капитальной базой, которые необходимы для того, чтобы принять вызов коммерческих конкурентов, уже давно действующих в этой сфере.