Дырки в карманах Wall Mart

Компанию обожают миллионы покупателей, а вот конкуренты и некоторые об­щественные организации ее просто на дух не переносят. Какими только злыми про­звищами ие наградили недоброжелатели Wall-Mart: «Беитоивилльское чудовище», «Вселенский базар», «500-килограммовая горилла», «Бурьян-магазин», «Гигант», «Империя зла», «Бентоивилльский колосс», «Тайфун ритейла», «Годзилла-март», «Большой брат Уолли».

Не все принимают Wall-Mart с распростертыми объятиями. Многие бурно про­тестуют против строительства Суперцентров Wall-Mart под окнами, как, например, жители городка Инглвуд, что в окрестностях Лос-Анджелеса, штат Калифорния. С тех пор как Wall-Mart заявила о своем намерении открыть на территории шта­та 40 Суперцентров, Калифорния превратилась в настоящее поле битвы. В не­которых населенных пунктах были даже введены новые правила районирования, согласно которым там запрещалось строительство магазинов площадью свыше 100 тыс. кв. футов.

В начале 2004 года компанией было выделено более $ 1 млн на сбор подписей 10 тыс. жителей Инглвуда в поддерлску референдума, в ходе которого именно горо­жанам, а не местным политикам и общественным активистам предоставлялось бы право решать судьбу Wall-Mart. В ходе проведенной по телевидению и радио реклам­ной кампании жителям Инглвуда было подробно рассказано о преимуществах Wall-Mart. С резкой критикой в адрес крупнейшего в мире ритейлера выступили духовные лидеры, общественные активисты, частные предприниматели, политики, представи­тели местной власти и профсоюзов. В ответ на действия Wall-Mart в Ииглвуде прези­дент UFCW International Джо Хансен заявил следующее: «Существование Wall-Mart не только ведет к снижению уровня жизни по всей стране, но и ставит под угрозу эффективность самого демократического процесса». В итоге согласно обнародован­ным в апреле 2004 года результатам под одобрительные возгласы местных жителей с плакатами «Только не по соседству!» Wall-Mart получила отказ в строительстве су­пермаркета в Инглвуде. Мне удалось побеседовать с широко известным экспертом по вопросам стремительного распространения крупных супермаркетов Алом Норма­ном. Он является владельцем консалтинговой компании, оказывающей содействие организованным в рамках общин группам, борющимся с экспансией гипермарке-тов. Первую успешную кампанию против строительства Wall-Mart Норман провел в 1993 году в своем родном городе Гриифилде, штат Массачусетс. С тех пор, по его словам, более 215 населенным пунктам, таким как Инглвуд, удалось одержать победу над Wall-Mart и другими крупными ритейлерами.