Эффективность лидерства: функциональная, конструктивистская и эмпирическая концепции

Естественные группы (группы, встречающиеся в естественных условиях) — не специально созданные лабораторные группы без истории и без предстоящей работы над какой-либо значимой задачей; и не основанные на опросниках сценарии, которые существуют только в манипулируемом воображении студентов-второкурсников, а настоящие группы — существуют для какой-либо цели, которая имеет свое значение и последствия. Любая попытка исследовать лидерство в группах, встречающихся в естественных условиях, должна учитывать этот факт.

Основная идея в том, что требования к результатам, которые предъявляются группам, сформированным естественным путем, значительно воздействуют на динамику этих групп, поэтому в исследованиях и при формулировании теорий необходимо учитывать важную роль результатов в жизни группы.

Намерение, цель или задача у естественных групп обычно берет свое начало из среды, внешней для группы. Но у группы есть и внутренняя среда, которой необходимо управлять, для того чтобы гарантировать возможности группы реализовать внешнюю цель. Внутренняя среда

требует порядка, предсказуемости, значимости, включенности и идентичности. Внешняя среда требует внимания, гибкости, чуткой реакции, чувствительности и эффективности. Требования внутренней и внешней среды не всегда полностью совместимы. Например, членов группы может больше всего устраивать процесс принятия решений, который во многом зависит от следования внутренним традициям группы, даже если сложная и стремительно меняющаяся среда требует инновационных решений. Это диалектическое расхождение меду внутренними и внешними требованиями порождает одно из мощных противоречий в жизни группы.

Вторая диалектическая аномалия в жизни группы заключается в том, что группы, хоть и являются настоящими сущностями с единой, общей целью, состоят из отдельных людей. Отдельные участники групп привносят во внутригрупповое взаимодействие свои личные, иногда эгоистичные цели, и эти цели могут быть независимы от целей и потребностей группы как коллективного целого или противоречить им. Например, отдельный участник группы может оценивать свой вклад в деятельность группы и причитающиеся за них вознаграждения выше, чем другие, создавая при этом внутренний конфликт, который уменьшает возможности группы наиболее эффективно мобилизовать коллективные ресурсы. Расхождение частных и коллективных интересов — второе противоречие в жизни группы.

Третье разграничение можно провести между тем, что можно представить как относительно объективный и относительно субъективный аспекты восприятия и знаний группы и отдельных ее участников. У членов группы есть свои представления о компетентности, статусе или других характеристиках группы, которые могут быть более или менее точны. Относительное значение объективной точности для группы меняется вместе с изменением условий, в которых находится группа. Например, психологически членам группы может быть выгоднее завышать коллективную уверенность в своих силах, релевантную поставленной задаче. Впрочем, неточность этих представлений может очень дорого обойтись, если речь идет о ситуации со значимыми последствиями, как в случае с военным подразделением, которое неожиданно вступило в бои с более мощным или более подготовленным противником.

Эти три потенциально противоречивых элемента групп — необходимость реагировать на требования как внутренней, так и внешней среды, необходимость приводить в соответствие индивидуальные и коллективные цели и интересы и необходимость искать баланс между субъективной и объективной реальностью — ставят серьезную задачу перед теориями групповой эффективности, лидерства и власти. Различные теоретические концепции могут в большей или меньшей степени быть приведены к тому или иному полюсу диалектических противоречий в жизни группы, но полная и окончательно пригодная к использованию теория лидерства и групповой эффективности должна включать весь их спектр. Теперь я перейду к вопросу о том, как эти три диалектические концепции проявляются в анализе базовых составляющих эффективного лидерства.