Императивы идентичности: роль идентичности в оценке лидера и принятия им решений

От лидеров ожидают, что они будут принимать решения. Способность быстро и уверенно принимать решения даже может считаться непременным условием истинного лидера. По крайней мере, именно на это указывает один из выводов, который сразу же приходит на ум даже после беглого обзора огромного количества литературы, в которых лидерство характеризуется в терминах смелых решений, принятых в моменты серьезного кризиса или возможности. Немногие люди прослеживали эту тесную связь между лидерством и принятием решений так явно или с таким авторитетом, как Теодор Рузвельт. «Значение имеет не критик, — считал он, — и не человек, который указывает, в чем сильный человек ошибается, или где деятельный человек мог сделать лучше». Он продолжает свою мысль так:

Честь принадлежит тому человеку, который действительно на арене, лицо которого измазано пылью, потом и кровью; который борется доблестно, который ошибается и раз за разом не достигает цели… которому известен великий энтузиазм, великая преданность… которому в лучшем случае в итоге известны триумфы высоких достижений и который в худшем случае, если он терпит неудачу, по крайней мере, терпит неудачу, дерзая изо всех сил, так что его место никогда не должно быть с теми холодными и робкими душами, которым не известны ни победа, ни поражение.

Согласно наблюдениям Рузвельта, лидерство — словами Линдона Джонсона — не для «робких душ или дрожащих натур». Мы ожидаем, что лидеры будут принимать решения. Мы ожидаем, что великие лидеры будут принимать великие решения.

Признавая эту тесную связь между лидерством и принятием решений, социальные ученые уделяли существенное внимание разъяснению психологических, социальных и структурных факторов, определяющих процесс принятия решений лидерами. Их усилия отражают разнообразные концептуальные подходы и теоретические направления. Одни ученые, например, сосредоточили внимание на влиянии власти и политики на принятие решений лидерами. Другие анализировали, как система обучения лидеров воздействует на качество принятия ими решений. Третьи изучали влияние разнообразных форм ответственности (подотчетности) и форм институциональной вовлеченности на принятие решений лидерами.

Каждая из этих теоретических моделей была полезна по-своему, указав на наличие тесной взаимосвязи между эффективным лидерством и окончательным решением. Ни одна из них, впрочем, сама по себе полностью не освещает все грани этих сложных взаимосвязей. В частности, я проанализирую, как идентичность лидеров влияет на процесс принятия решений. Я определяю идентичность лидеров сквозь призму процессов самокатегоризации, которые они используют, чтобы определить, кем они являются и как конструируют свои лидерские роли. Используя это определение в качестве отправной точки, я исследую ту роль, которую идентичности играют в формировании того, как лидеры извлекают смысл из решений, с которыми они сталкиваются. В частности, я утверждаю, что идентичности лидеров влияют на то, как они взвешивают прогнозируемые последствия своих действий и бездействия, находясь в лидерской роли.

Одно из значений этого подхода, согласно которому идентичность и решение тесно связаны в сознании лидера, заключается в том, что решения имеют важные, значимые для идентичности последствия для лидеров. В частности, решения могут составлять основу возможностей, усиливающих идентичность, когда они позволяют лидерам создавать, поддерживать и проецировать (передавать) ценные или желательные идентичности посредством своих решений. В то же время, решения могут стать причиной появления угрожающих идентичностям серьезных затруднений, когда их последствия ставят под сомнение или подрывают ценные или желательные идентичности лидера.

Чтобы сформулировать этот аргумент, я более подробно проанализирую то, как можно охарактеризовать идентичности лидеров, используя в качестве основы теорию социальной идентичности. Теория социальной идентичности дает «богатую» и практически полезную концептуальную структуру для того, чтобы проанализировать взаимосвязь между тем, как лидеры думают о себе, и решениями, с которыми они сталкиваются. Затем я проведу обзор социально-психологической теории и результатов ранее проведенных исследований взаимосвязи между социальной идентичностью и принятием решений. Используя эти идеи и эмпирические результаты как концептуальную базу, я представлю некоторые предварительные результаты продолжающегося архивного исследования президентских идентичностей и процесса принятия решений. В частности, я представлю некоторые результаты из анализа решений, принятых президентом Линдоном Бейнсом Джонсоном и касающихся Вьетнама. Анализ этих исторических решений полезен для лучшего понимания того, как значимые для идентичности интересы влияют на суждения и принятие решений лидерами. В частности, эти решения демонстрируют некоторые из когнитивных процессов, которые задействуют лидеры, пытаясь произвести смысл из решений, которые становятся причиной серьезных затруднений, угрожающих идентичности.