ОБЗОР БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ часть 2

Наиболее заметной и значимой особенностью американской системы, отличающей ее от многих других международных систем бесплатной юри­дической помощи, является опора на независимые, укомплектованные штатными сотрудниками бюро, в которых юристы и специалисты в об­ласти права (параюристы) становятся экспертами в решении вопросов, касающихся потребностей в юридической помощи неимущих, проживаю­щих в общинах. Из-за серьезных ограничений финансирования програм­мы должны лимитировать количество и виды рассматриваемых ими дел, но эти решения принимаются на местном уровне, обычно при широком участии общин, где проживают клиенты. Принимаемые на местах реше­ния о приоритетности отражают самые насущные потребности неимущих в пределах данной юрисдикции, обычно сводящиеся к таким базовым по­требностям, как жилье, медицинское обслуживание, защита от насилия в семье или поддержание уровня доходов. Процесс расстановки приори­тетов для грантополучателей КЮУ санкционируется на федеральном уровне.

Сильная сторона американской модели заключается в том, что она опирается на независимых поставщиков, составляющих ядро гораздо бо­лее широкой группы заинтересованных лиц, имеющих отношение к ре­шению проблем доступа к правосудию. Хотя некоторые спонсоры оказы­вают помощь по специфическим видам дел (например, насилие в семье, дискриминация в семейных отношениях, профилактика бездомности), каждый ведущий поставщик штата самостоятельно осуществляет руко­водство и принимает решения об использовании большей части своих фондов. Это происходит независимо от того, является ли источником фи­нансирования федеральное правительство, общественные фонды штата или ресурсы, полученные из частных источников.

В большинстве систем также обеспечивается представление интере­сов клиентов по широкому спектру правовых проблем, будь то в суде, за­конодательном или административном органе. Доступ неимущих к пра­восудию в полном объеме имеет особое значение для США, поскольку часто действия административных и законодательных органов гораздо больше затрагивают жизнь бедняков, чем более обеспеченных людей.

Эти программы также в огромной степени выигрывают от возможно­сти привлекать обслуживаемые ими клиентские общины. В состав боль­шинства Советов директоров этих некоммерческих НПО входят руково­дители от клиентских общин. Сотрудники обычно привлекаются к обра­зовательной деятельности в районе, благодаря которой они понимают, чем живут представляемые ими клиенты и с какими проблемами они сталкиваются в повседневной жизни. Этот опыт нередко утрачивается в тех системах, где рассмотрение индивидуальных дел передается чиновни­ками в руки частных коллегий адвокатов.

Юристы и специалисты в области права обычно сами пользуются большой свободой маневра в принятии решений касательно того, по ка­ким делам оказывать помощь и какую стратегию выстроить в работе с запросами отдельного клиента или общины. Даже в рамках ограничений КЮУ можно многое сделать для достижения более длительных и устой­чивых результатов в отношении проблем, преследующих клиентскую об­щину. По сути, АВА придерживалась на практике стандартов профессио­нальной деятельности применительно к программам оказания бесплатной юридической помощи. В них признается значимость практикующих адво­катов и программ, предусматривающих возможности юридического пред­ставительства, направленного на более широкое воздействие, чем просто решение конкретных проблем одного клиента. Американская модель предоставляет возможность защитнику поднимать системные вопросы при представлении в суде, законодательных органах и в других местах ин­тересов индивидуального клиента, пострадавшего от грубого нарушения законодательства. По многим программам бесплатной юридической по­мощи в США также обеспечивается представительство по искам в защи­ту неопределенного круга лиц, в рамках которых оказывается помощь как отдельным индивидуумам, так и группам лиц путем расширения их доступа к благосостоянию и различным ресурсам, благодаря совершен­ствованию стратегий экономического развития общин.