Принципом управления под названием kaizen

Во время своих путешествий Сэм Уолтон познакомился с , который используется японскими бизнес-лидерами, чтобы привить работникам постоянное стремление улучшить операционные показатели компании. Kaizen — это японская версия концеп­ции всеобщего управления качеством, которую можно перевести примерно как «непрерывное улучшение». В дословном переводе японское определе­ние принципа kaizen звучит так: «разобрать что-либо, а затем вновь собрать в улучшенном виде». Именно это Wall-Martи делает в каждой области своей деятельности. Собственно говоря, одной из основных идей в представлении о качестве в Wall-Mart является необходимость постоянного улучшения. Суть kaizen заключается в том, что неустанное стремление к улучшениям в повсед­невной деятельности компании со временем даст значительные результаты. Wall-Mart призывает каждого из своих работников (а их более миллиона) ду­мать и вести себя как предприниматель, обращая внимание на любую мелочь, которая может помочь сэкономить хотя бы что-то, ведь экономия окажется гораздо более значительной, если идея будет внедрена во всех магазинах Wall-Mart. Например, если сотрудник предлагает идею, которая помогает сэ­кономить $ 10 в определенном магазине, то, применив ее по всей сети (а это ни много ни мало 4 ООО магазинов), компания сэкономит $ 40 ООО. Таким об­разом, влияние мелочей бывает весьма значительным.

Конкурентам следует отметить, что Wall-Mart ставит перед собой высо­кую планку по части постоянного улучшения качества. Были далее выде­лены основные области, в которых компания концентрирует свои усилия по максимизации качества. Так, Институтом Уолтона (Walton Institute) определяются следующие приоритеты: реализация потенциала сотрудни­ков, производительность, разнообразие, минимизация издержек, постоянное совершенствование, внедрение новых технологий и обеспечение высоко­го качества обслуживания покупателей. Принципы постоянного улучше­ния качества преподаются всем менеджерам компании во время тренинга по корпоративной культуре Wall-Mart в Институте Уолтона при Универси­тете Арканзаса (University of Arkansas).

Выиграет когда-нибудь Wall-Mart награду Малькольма Болдриджа или нет — не так уж и важно. Главное — компания делает все от нее зависящее, чтобы достичь столь высоких показателей. Взаимный обмен информацией и тренинги, предлагаемые основным поставщикам, позволяют им узнать о передовом опыте и ноу-хау во всех областях деятельности компании. За­дача Wall-Mart — сохранять операционные показатели на неизменно высоком уровне, оставляя большинство конкурентов позади. Стремление Wall-Mart к постоянному улучшению во всех областях своей деятельности является значительным конкурентным преимуществом компании.

Конкурентам Wall-Mart необходимо исследовать ресурсы собственных сетей поставщиков и заручиться их более значительной поддержкой для по­вышения собственной конкурентоспособности на рынке. Procter and Gamble — компания, получившая награду Малькольма Болдриджа; будучи партнером Wall-Mart, она поделилась с последней своим передовым опытом в области технологий, производства и дистрибуции. Стратегическое партнерство с опытными производителями, хорошо знающими рынок, способно по­мочь крупным и мелким компаниям вновь стать конкурентоспособными по части технологий, дистрибуции, ценообразования, рекламы и обслужи­вания клиентов и представляет интерес не только для ритейлера, но и для производителя.