Штриховой код товара

Каждой единице товара в магазине Wall-Mart присваивается уникальный универсальный товарный код (universalproduct code, UPC).  определенной группе товара присваивают многие конкуренты, но вот при­своение личного кода каждой единице товара — нововведение Wall-Mart. Билл Филдс — бывший генеральный директор по сбыту — сказал мне, что даже у каждой без исключения новогодней игрушки есть свой код. Владение столь детальной информацией позволяет Wall-Mart отслеживать, насколько быстро удалось продать определенную единицу товара, чтобы затем использовать полученные данные при размещении новых заказов с целью максимизации прибыли на квадратный метр торгового зала.

Использование кодов способствует снижению расходов, поскольку отпадает необходимость наклеивать ценники вручную — товар попросту сканируется в кассе. О цене товара покупатель узнает по ценникам на полках. При ска­нировании в кассе информация о товаре фиксируется. Система управления запасами позволяет делать заказы поставщикам автоматически, снижая тем самым уровень издержек, а в конечном итоге — и уровень предлагаемых по­купателю цен. Однако по мере роста Wall-Mart технология штрихового кода, чьи преимущества в свое время были неоспоримы, устаревает и ей на смену приходят новые технологии, повышающие эффективность использования цепочек поставок.

Технологические стандарты в области розничной торговли меняются каж­дый день. Такие изобретения, как радиоидентификация товара (radio frequency identification, RFID) и электронные товарные коды (electronic product codes, ЕРС), уже не являются чем-то из области фантастики; их успешно тестируют, и вот-вот начнется их массовое использование. В очередной раз и конкурен­там на рынке розничной торговли, и поставщикам придется подстраиваться под новые технологии. Благодаря этим технологиям улучшится качество транспортировки товара и управления запасами и в конечном счете снизит­ся уровень потерь. Такие компании, как Wall-Mart, которым легко удается адаптироваться к новым условиям и привлечь к сотрудничеству лидирую­щих мировых производителей, поведут за собой остальных. В то же время издержки крупных дискаунтеров продолжат снгокаться, а по мере снижения издержек будут падать и цены.

В своей статье для TechNews World Джин Копровски пишет: «Многие про­мышленники уже начали серьезно подозревать, что существованию традици­онного штрихового кода угрожает технология RFID. По этой причине постав­щики технологии штрихкода стали постепенно переключаться на RFID. Ярлык RFID обеспечивает осуществление самых различных аспектов деятельности, связанной с хранением и производством, и позволяет следить за содержимым поддонов и коробок, осуществлять автоматизированную приемку товара, контроль при отгрузке и сортировке товара, циклическую инвентаризацию и компоновку товара. На любой стадии производства и транспортировки товара информация об электронном коде продукта передается с помощью беспроводного ДО-устройства. Такие ярлыки позволят отслеживать по­требительские привычки, а больным — контролировать процесс доставки за­казанных лекарств. Подобную технологию можно применить и в парках раз­влечений для поиска потерявшихся детей»8. Таким компаниям, как Wall-Mart, которые осуществляют транспортировку крупных партий товаров, подобная технология более выгодна. Тем же, кому приходится вскрывать контейнеры в своих распределительных центрах и разбивать их содержимое на части, высокая стоимость технологии покажется неоправданной. Все может изме­ниться по мере развития ДЛО-технологии и снижения цен.