Статус, ожидания и лидерство

Два источника лидерства — это уверенное, направленное на достижение цели поведение потенциального лидера и социально сконструированная оценка этого поведения Членами группы. Как показали недавние подходы к лидерству оценочные реакции членов группы сильно зависят от социально-когнитивных моделей, которые используют члены группы, чтобы оценивать уверенного в себе актора.

Теория ожидаемых состояний также утверждает, что социально-когнитивные модели членов группы не только формируют их оценочные реакции, но и движут тенденцией проявлять уверенное в себе, направленное на достижение цели поведение в данном групповом контексте.

Теория ожидаемых состояний утверждает, что когда перед группой людей возникает совместная задача, которую они хотят выполнить, они ищут ориентиры, или критерии того, как себя вести в определенной ситуации. Чтобы решить, стоит ли высказаться и предложить идею по решению задачи, или все же подождать, пока первыми выскажутся другие, стоит ли отстаивать свою позицию или отступить перед лицом разногласий, акторы формируют ожидания своих результатов, в сравнении с результатами других людей. Ожидания результатов, которые часто являются неосознанными предположениями, — это догадки о вероятной ценности вклада в усилия по выполнению задачи у одного из членов группы, по сравнению с другим.

Ожидания результатов важны для развития лидерства потому, что они, как часто бывает с ожиданиями, оказывают самореализующиеся эффекты на целеориентированное поведение акторов в определенной ситуации и на оценку этого поведения самим собой и другими людьми. Чем позитивнее у актора ожидания от результатов от других, по сравнению с собой: тем меньше вероятность того, что актор проявит собственную инициативу по решению задачи, тем выше вероятность того, что он спросит о возможных идеях решения у других, тем позитивнее он может оценивать вклад других людей, по сравнению со своим собственным и, следовательно, тем выше вероятность того, что он примет влияние от другого человека, согласившись с ним. Через эти самореализующиеся эффекты, утверждает теория, среди членов группы быстро формируется социальная иерархия, при которой акторы, поставленные статусом в выгодное положение, действуют более агентивно и привносят больше идей, получают больше позитивного внимания я оценок от других людей и более влиятельны. Члены группы» которых ожидания своих результатов, по сравнению с результатами других членов группы, ставят в невыгодное положение, направляют свое внимание в сторону других и более реактивны и уважительны в своем поведении.

Поскольку лидерство предполагает мобилизацию членов группы для достижения групповой цели, оно возникает из поведенческого процесса ассертивности и оценки, посредством которого обретает форму групповая иерархия влияния и престижа. Человек, который находится на самом верху иерархии — это лидер, идеи которого направляют группу и которого почитают другие в группе. Иногда эту позицию лидерства человек занимает совместно с одним или двумя другими высокопоставленными в иерархии членами группы, которые коллективно составляют «костяк» лидерства в группе. Согласно теории ожидаемых состояний, агентивное поведение членов группы, которые становятся лидерами, и позитивные реакции на это поведение со стороны остальной части группы возникают параллельно, потому что стимулом и для того, и для другого являются совместные ожидания результатов друг друга у членов группы. Эти ожидания, в свою очередь, формируются социально-когнитивными моделями членов группы, включая характеристики статуса, которые стали выраженными в определенной ситуации.

Статусные характеристики и возникновение лидерства ч.1