Статусные характеристики и лидерство

По своей природе лидерство — это групповое, а не индивидуальное явление. Его широко интепретируют как процесс социального влияния, посредством которого член группы «привлекает и мобилизует помощь других людей в достижении коллективной цели». Поэтому это не действие отдельного человека, а эмерджентная социальная реакция на коллективную потребность; это реакция, которая формируется из трансакционных отношений между потенциальным лидером и всеми другими людьми, которые разделяют коллективную цель. По моему мнению, это результат более масштабных процессов, благодаря которым среди людей формируются социальные иерархии престижа, влияния и власти, когда эти люди ориентированы на реализацию коллективной цели или задачи.

Согласно недавним подходам к лидерству, динамика отношений, из которой возникает лидерство, формируется и управляется социально-когнитивными прототипами, моделями и паттернами, которые члены группы используют для формирования представления о группе, лидерстве и самих себе по отношению к этим идентичностям. Исследования, проведенные, согласно традиции теории социальной идентичности, показали, что чем более прототипичным члена группы считают по отношению к Я-концепции группы, тем больше вероятность того, что этот человек станет лидером. Лорд и его коллеги продемонстрировали, что у людей в распоряжении есть сформировавшиеся социально модели поведения, свойственные ого лидерам. Когда поведение самого члена группы «вызывает» эти модели в сознании других членов группы, то они превращают этого члена группы в лидера.

Эти схемы одновременно являются общими для многих людей культуральными концепциями значимых социальных идентичностей. Впрочем, эти социальные идентичности указывают на социальные категории, к которым принадлежат люди и которые обладают ценностью для статуса в их обществе. В числе этих категорий пол, расовая принадлежность, род занятий, этническая принадлежность, образование или возраст. Категориальная социальная идентичность обладает ценностью для статуса в том случае, когда культуральные убеждения (верования), широко распространенные в обществе, придают большую статусную ценность и компетентность людям из одной категории идентичности (мужчины, белые, квалифицированные специалисты), чем людям из других категорий идентичности (женщины, люди с другим цветом кожи, заводские рабочие). Общие для многих людей культуральные концепции этих идентичностей превращают идентичности в статусные характеристики, которые влияют на то, как люди действуют в группах и как их воспринимают. При этом статусные характеристики систематически влияют на вероятность того, что люди, принадлежащие к одним категориям, станут лидерами скорее, чем другие.

Как и групповые прототипы и модели лидерства, статусные характеристики принимают как сами собой разумеющиеся культуральные инструменты, которые люди попользуют, чтобы построить отношения друг с другом и организовать коллективные групповые усилия для достижения совместных целей. Все же, в отличие от других социально-когнитивных схем, статусные характеристики это неотъемлемая часть организации неравенства в обществе. Они — это социальная репрезентация важных осей вдоль которых в обществе распределяется неравенство во власти, престиже и достатке. Поскольку культуральные убеждения, которые формируют статусные характеристики, являются общими для многих людей, то разные люди которые собираются вместе в группы при разнообразных условиях и обстоятельствах в обществе, используют схожие статусные характеристики, чтобы построить свои взаимоотношения и организовать группы. Следовательно, в той мере, в которой статусные характеристики влияют на развитие лидерства в группах, в той же мере они структурируют неравенство в каждой группе. Причем этот процесс повторяет и легитимизирует более масштабную структуру неравенства в обществе. Поэтому статусные характеристики раскрывают нам истинную социальную структуру, действующую в групповой динамике лидерства.

Чтобы описать, как статусные характеристики влияют на возникновение лидерства и проявление власти в группах, я буду использовать теорию ожидаемых состояний и ее производную — теорию статусных характеристик. Теория ожидаемых состояний — это социологическая теория, которая развивается уже несколько десятилетий, чтобы объяснить процесс возникновения социальных иерархий в целеориентированных группах. Она дает подробное и документально подтвержденное объяснение того, как статусные характеристики формируют эти иерархии.

Я начну с более подробного изучения культуральных убеждений, которые формируют основу (конституируют) социальные идентичности в качестве статусных характеристик. В частности, я рассматриваю взаимосвязь статусных убеждений с другими социально-когнитивными схемами, такими как групповые прототипы и прототипы лидерства, которые также важны для процессов лидерства после этого я перейду к доказательству их эффектов на поведение, оценку поведения и социальные иерархии, которых возникает лидерство.

Статусные убеждения и лидерство