Альтернативные поставщики юридических услуг

После публикации «Зеленой книги» Европейской Комиссии в сентябре 2004 года Департамент юстиции Германии в конце апреля 2005 года опу­бликовал «Белую книгу», содержащую предложения относительно ре­формы в области оказания юридических услуг. «Белая книга» предлагала либерализировать Закон о юридических услугах. В документе приводился анализ нескольких решений Федераль­ного конституционного суда Германии , кото­рые поставили под сомнение конституционность монополии адвокатов на оказание юридической помощи. Это стало отправной точкой реформы, направленной на большую открытость рынка юридических услуг.

Одной из целей реформы было удовлетворить правовые потребности населения, которые при существующей системе монополистического рынка оставались неудовлетворенными. «Белая книга» открыто обвиняла адвокатов в отсутствии достаточных знаний в тех областях права, которые наиболее актуальны для малоимущих — лиц, ищущих убежища, бежен­цев, безработных, должников, инвалидов и т. д. Одной из основных при­чин, почему адвокаты так редко специализируются в этих областях права, является то, что они приносят очень низкие доходы. Это связано с тем, что в Германии действует система оплаты труда адвокатов, то есть в зависимости от «цены вопроса». В дополнение к этому барьеры на пути к правосудию создаются не только адвокатами, которые лишены за­интересованности, но и пассивностью самих малоимущих клиентов, ко­торые неохотно обращаются к адвокатам. Опыт показывает, что такие клиенты чувствуют себя гораздо более комфортно, получая юридическую помощь в знакомой организации, в которую они сами и другие люди в по­хожей ситуации привыкли обращаться. Выражалась надежда на то, что недостаток доступных правовых услуг может быть преодолен путем раз­решения организациям, работающим на основе рго Ьопо, оказывать бес­платные юридические услуги. С той же целью было предложено предо­ставить различным ассоциациям право оказывать дополнительные юри­дические услуги своим членам. Хотя в результате реформы доступ насе­ления к юридическим услугам, несомненно, улучшился, влияние рефор­мы на систему бесплатной юридической помощи было незначительным. Более 90 % всего бюджета бесплатной юридической помощи в Германии направляется на оказание помощи в связи с судебным разбирательством. Так как реформа коснулась только услуг, оказываемых вне судебных раз­бирательств, она не смогла существенно облегчить нагрузку на государ­ственный бюджет. Расходы на оказание юридической помощи в виде кон­сультирования и внесудебного представительства, на которую была на­правлена реформа, в 2009 году составили лишь 1 евро на душу населения. Поскольку одной из причин реформы было то, что в областях, в недоста­точной степени охваченных адвокатами, несмотря на доступность «вне­судебной юридической помощи», на рынок должны были быть допущены новые поставщики услуг, целью реформы было скорее расширить доступ к рынку услуг, чем переложить работу по оказанию (финансируемой го­сударством) помощи с адвокатов на неадвокатов.



[1]    «Белая книга» (№кИе Рарег) — издаваемый государством официальный документ, в ко­тором закладываются основы политики по тому или иному вопросу. В отличие от «Зеле­ной книги», носящей дискуссионный характер, «Белая книга» содержит конкретные предложения в отношении дальнейших действий в рассматриваемой области, к примеру законодательные предложения. — Примеч. пер.

Комментарии к реформе болгарской системы юридической помощи
Услуги по предоставлению бесплатной юридической помощи
Развитие и последовательное применение систем, поддерживающих качество и эффективность юридической р...
методы оценки юридической помощи